Kemenkiri (kemenkiri) wrote in ru_tolkien,
Kemenkiri
kemenkiri
ru_tolkien

Category:

О Перворожденных, Пробужденных и Глорфинделе

(..а в комментариях - еще и про "Сказочку о пробуждении" и круг возможных Пробудившихся)

Поскольку в обсуждении Тома Бомбадила вырос явный "вбоквелл", хочу, не усложняя тамошнюю дискуссию, сказать на тему Перворожденных здесь.

Итак, главный тезис:

1. ПЕРВОРОЖДЕННЫЙ - ЭТО НЕ "ПРОБУДИВШИЙСЯ У КУЙВИЭНЕН"! Это - "эльф в принципе".

И вытекающий из него второй тезис:

2. Гэндальф в ВК не причисняет Глорфиндейла к пробудившимся у Куйвиэнен.


(Примечание: эту замечательную, но оказавшуюся неочевидной для нашего фэндома мысль придумала не я, я ее просто в данный момент доношу до окрестностей.)


Первый тезис не требуется долго доказывать, у нас на то есть прямое указание Профессора:

"Firstborn, The >. Одно из названий эльфов. Подлежит переводу. Эльфов называют "перворожденными", поскольку они появились в мире прежде всех прочих "говорящих народов": не только людей, но и гномов (которые имеют независимое происхождение). Хоббиты, разумеется, считаются особой разновидностью людей."

"Руководство по переводу имен собственных из "Властелина Колец"."
(Перевод Талиорнэ и Терн)


Что же касается пробудившихся у Куйвиэнен, то, согласно "сказочке о пробуждении" (где действуют Имин, Тата, Энель и их супруги), их называли иначе:

"Пока первые тела квенди создавались из "плоти Арды", они, квенди, спали "во чреве Земли", под зелеными травами, и пробудились, когда выросли. Но Первые эльфы (что зовутся Нерожденными или Рожденными Единым) проснулись не все сразу."

*

А теперь все-таки немного о термине Перворожденные, его появлении и и значении - в конце концов, у эльфов как народа много имен; для чего понадобилось именно это?
И это уже будет личный вклад Мыши, Оснащённой Кнопочкой "Найти" в историю данного вопроса...

(А о Глорфинделе лично будет ниже).

В Утраченных Сказаниях и поэмах такого слова нет.
Впервые оно появляется в "Квенте" 4 тома (она же "Квента Нолдоринва", 1930 г., *последний* текст среди предков Сильмариллиона, написанный *от начала до конца*). Причем не в исходном тексте. У нескольких главок квенты ближе к концу есть несколько версий - 1ая и 2ая, вторая, соответственно, позже. И вот что мы видим в *исправлениях* второй версии 18 главы (где в целом говорится о Войне Гнева): среди оставшихся в Средиземье упоминается Элронд - " от него одного люди унаследовали кровь старшего народа ( > Перворожденных) и божественное семя Валинора..."
Насколько позже самого текста это исправление, мы не знаем. Интересно, что немного раньше, тоже *в добавлениях* проскочила (и не была изменена) фраза "Но Туор единственным из смертных причислен был к старшему народу..."

Однако уже в текстах 5 тома "Перворожденные" появляются в текстах с самого начала - в "Утраченном пути", "Падении Нуменора" (вторая версия) и в заключении "Квенты Сильмариллион" (выбор участи Эарендилом и Эльвинг и снова финал: кровь Элронда и Элроса и разрешение эльфам уплывать на Запад: "...но для Эльфов, Перворожденных, для них одних врата Запада всегда будут открыты".)
В "Этимологиях" два раза появляются квенийские варианты термина, но один был вычеркнут, другой - оставлен под вопросом (точнее, сами корни, к которым они относились).

И с тех пор слово это в текстах появляется, не исчезает, и в Сильмариллионе тоже появляется не раз, но, на мой взгляд, в нескольких довольно четко определяемых контекстах. Не утомляя вас перечислением всех случаев (некоторые упомяну ниже, как иллюстрации), суммирую:

- слово "ученое", не обиходное, происхождением - и вовсе от Валар.

Упоминается в отношении эльфов как народа в целом, в основном в следующих контекстах:

1. пробуждение эльфов, их приход в мир, их приход в Валинор (Здесь контекст действительно соприкасается с темой Пробужденных, но, как я говорила, термин нигде не означает только их!)
2. когда Валар говорят об эльфах в целом (в указанных выше контекстах и не только)
3. эльфы в сравнении с Людьми (в целом как народы) - о различии их природ, смертности и бессмертии, "возрастании" Людей и "умалении" эльфов с течением времеи
4. об уходе эльфов на Запад.

Довольно ярко иллюстрирует случаи его применения собственно печатный Сильмариллион - где, кстати, практически во всех случаях (кроме, кажется, одного в самом конце Айнулиндалэ) оно и переведено как "Перворожденные", так что можно представить его "смысловое поле", просмотрев соответствующие главы.

Вначале по два-три упоминания встречается в "Айнулиндалэ", главах "О начале дней", "Об Ауле и Йаванне" (в том числе - в устах самого Эру), "О приходе эльфов...".
А затем упоминания пропадают до самой последней главы, где появляются уже известные нам контексты (Эарендиль и Эльвинг; Элронд и Элрос; азбац об истаивании и отплытии эльфов Кристофер в Сильмариллион почему-то не включил). И еще по несколько раз появляется в "Акаллабет" (выбор Элронда; нуменорцы больше похоже на Перворожденных, чем на другие племена людей; упоминание приплывавших в Нумеор эльфов; о выборе Эарендила - ответ эльфов Тар-Кирьятану) и в тексте "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе" (3(!) упоминания об отплытии и истаивании мира(*) - и очень интересное упоминание Саурона в самом начале его "около -Эрегионской" деятельности: он полагал, что Перворожденные обладают большей силой (чем Люди)).

(*) Может быть, Кристофер убрал соответствующий абзац из Сильмариллиона именно поэтому, чтобы не повторяться? И вообще преобладание этой темы в этом тексте было бы весьма значимо, кабы ни *никакая* его текстология;-(... Но все-таки несколько упоминаний наводят меня на дикую гипотезу, что это сохранившийся фрагмент исходной формулировки, которую в конце Первой эпохи произнес, объявляя, Эонве...

Многие упоминания Перворожденных на просторах 12 томов соответствуют уже упомянутым главам и разделам Сильмариллиона. Назову еще несколько любопытных:

- в самом раннем варианте Истории Финве и мириэль - в речи Мандоса (упоминается как установление Илуватара: "...перворожденные могуи взять лишь одну супругу...")

- "Законы и обычаи" - конец вставки от Эльфвине о Бездомных и Истаявших (снова тема Люди/Эльфы)

- Поздняя Квента Сильмариллион, при рассказе о погашении Древ упомянуто, что соответствующие празднества были установлены "после прихода Перво-рожденных Детей, Эльдар"

- в "Разговоре Манве и Эру" (о возможности возрождения эльфов) - в речи обоих собеседников

- Серые Анналы. Тингол, отправляя Берена за Сильмарилом, обещает, что в случае успеха он получил Лютиен "из (рода) Перворожденных и (рода) богов". Не иначе ради высокого штиля...

- и, кстати же, в тексте 12 тома ("Последние работы") именно про Глорфинделя!
"Таким образом, мы можем понять, почему Глорфиндел кажется настолько исполненным силы, почти "ангельским". Это объясняется тем, что он вновь обрел изначальную безгрешность Перворожденных, и потом многие века, с последних лет Первой эпохи, всю Вторую эпоху, и до конца первого тысячелетия Третьей эпохи, до его возвращения в Средиземье, жил среди эльфов, никогда не принимавших участия в мятеже, и общался с майяр."
(Пер. О.Степашкиной - далее цитируется тот же перевод.)
(во втором варианте текста на том же месте упомянуты просто "Эльдар").

- и последнее в этом списке, не ради Перворожденных, а ради самой цитаты, хотя я ее уже где-то приводила. Это снова нуменорская тема, одна из версий текста "Падение Нуменора", приведенная уже в 9 томе "Истории Средиземья". Снова о выборе Элронда, но с одной уникальной подробностью:

"И Элронд выбрал остаться среди Перворожденных, и ему была дана жизнь Перворожденных, но была также прибавлена такая милость, что выбор был всегда возможен, и пока длится мир, он мог вернуться, если он пожелает, к смертным людям, и умереть".

(Это прекрасно тем, что милость, оказывается, может понадобится вовсе не тем, кого, с нашей точки зрения, "обидели" наследственной смертной участью - они-то справятся сами... Но это я о другом;-)


После всей этой кучи примеров вполне естественно смотрятся упоминания перворожденных во "Властелине колец":

- Элрондом на совете об итогах Последнего Союза ("Никогда более не будет подобного собза эльфов и людей; потому что Люди множатся, а Перворожденные угасают, и два народа отдалились друг от друга".)

- Арагорн со ссылкой на Элронда (!) - о лесе вокруг Могильников и Фангорне ("Элронд говорит, что они в родстве, две последние твердыни, оставшиеся от обширных лесов Древних Дней, где бродили Перворожденные, пока Люди еще спали").

- И, наконец, пресловутые слова майа (NB! опять же) Гэндальфа, сказанные Фродо о Глорфинделе, которого тот увидел в Незримом мире: "Да, ты видел его ненадолго на другой стороне - одного из могучих среди Перворожденных. Он - эльфийский лорд из княжеского дома. (He is an Elf-lord of a house of princes.)"

Итак, слово "ученое", для повествований о древних временах (и в этих смыслах его употребляет Элронд), для сравнения эльфов и людей - Первых и Вторых Детей Эру (а полная форма и есть - "Перворожденные Дети (Эру)", сам Эру говорит - "Перворожденные моего замысла", ), а исходно звучавшее в устах майар (помимо Гэндальфа вспомним хотя бы и Саурона!), валар (Манве, Намо) и самого Эру (глава "Об Ауле и Йаванне", "Разговор Манве и Эру").
Оттенок смысла - именно эльфы как "старшие дети Эру", поэтому так говорится о тех временах, когда их появление было в новинку; говорится также в сравнение со Вторым, Пришедшими Следом. Также явно, что именно это значение имело нмалый смысл для Валар (и майар) в отношении к эльфам - и потому упоминается ими, а также в отношении милости, оказазанной Валар эльфам - вечно открытом пути на Запад.

*

Но что же Глорфиндель? Получается, что Пробудившися у Куйвиэнен он не был?

Строго говоря, что мы можем сказать наверняка, это то, что СЛОВА ГЭНДАЛЬФА ИЗ "ВК" ОБ ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯТ.

Вопрос о родичах Глорфинделя - крайней неразработанный. Насколько я помню, в "Падении Гондолина" Утраченных Сказаний о них ничего не говорится. А вернулся к этому персонажу Толкиен, как мы видели, в "Последних работах" (когда к старому тексту не обращался уже давно - он полагает, что там сказано о гибели Галдора; там же, напротив, сказано, что выжил и ушел с беженцами в Гавани).
Но там, придя прежде всего к выводу, что Глорфиндель Гондолинский и Глорфиндель из Ривенделла - это, вероятнее всего, одно и то же лицо, он н очень-то уточнил его происхождение - скорее, даже запутал!
Точно опять же, можно сказать одно - РОДСТВЕННИКИ У НЕГО БЫЛИ.

О них несколько раз упоминается в этих 2 текстах о нем:

"...остался в Благословенной Земле, - ведь Гондолин был разрушен, и большинство родичей Глорфиндела погибли." (Г 1)

"Глорфиндел остался в Благословенном Королевстве - поначалу, несомненно, по своей воле: Гондолин был разрушен, и все родичи Глорфиндела погибли и все еще пребывали в Чертогах Ожидания, недоступных для живых." (Г 2)

Есть, впрочем, и более определенные указания насчет родства:

"Можно также предположить, что, хотя он и покинул Валинор в составе войска Тургона, и тем самым навлек на себя проклятие, он сделал это неохотно, из-за родства с Тургоном и из верности ему, и не участвовал в братоубийственной резне в Альквалонде". (Г 2)

"...он был верен Тургону и любил своих родственников, и это были единственные причины, побудившие Глорфиндела остаться с ними, хотя он и горевал об их упрямстве и боялся приговора Мандоса." (там же, примечание 12)

Итак, родственники у него были, в количестве более одного. Но их качество нам совершенно неизвестно - братья и сестры, их дети и внуки? родители, дедушки-бабушки? собственная семья? Ряд вариантов подойдет и для Пробужденного...
Интереснее другое - похоже, ВСЕ эти родственники (или практически все) отправились в Исход - причем, вероятно, в Гондолин, где и погибли при падении города. (Кстати, хотя среди беженцев из города несомненно были потери, но наиболее вероятно, что практически ВСЕ эти родичи погибли к тому моменту, когда он вел отступающих и вступил в поединок с Балрогом... Да, а я-то думала, что трудно начать уважать Глорфинделя *еще больше*...)
По крайней мере, создается впечателние, что, вернувшись к жизни в Валиноре, он встретил тамошних "непадших эльфов", подружился с Гендальфом (еще в бытность того Олорином)... Но даже, скажем, родителей он там не повстречал! (буде они у него были). Если следовать этим упоминаниям четко, вряд ли возможно, кажется, несколько раз наблюдавшееся мной приписывание его в достаточно близкие родственники семейства Ингве и Индис...
Понятно, что это одна из возможностей объяснить его "родство с Тургором" - через матушку такового (поскольку к дому Финве наш отважный эльф все же явно не принадлежал). Но можно предложить и другие варианты (и не один, на самом деле!) - в том числе родство через супругу Тургона (и тогда он получается в первую очеред родичем *именно Тургону*, а не всему Второму и Третьему Дому). К тому же нам еще в ВК обещали "house of princes", а не королевский дом Ингве! Я, правда, в сомнениях, как именно позиционировать этих "князей"/"принцев" между королевскими домами и "лордами" вроде тех, что Финве созывает на совет, всех глав Домов Гондолина и Гуилина в Нарготронде. Но пока склоняюсь ко вторым. Причем фраза из ВК навожит на меня на смутную мысль, что "старшие" у него все же были, он не был главой этого дома. Куда исчезли они потом? Кто-то мог погибнуть в Нирнаэт, кто, возможно, был главой Дома Золотого Цветка до того? Или, может быть, у Глорфинделя еще раньше, во время Исхода (или позднее) появились следующие за ним, и он стал лордом независимо от наличия здраствующих старших (как сам Тургон)?

Словом, ситуация с родственниками все же сложна и неясна, но прямых аргументов во пользу Пробужденного не дает.
Приведу еще два аргумента "против". Имя, даром, что архаичное (а еще бы, из Лостов!), слишком длинное и осмысленное. Вот Кирданское "Новэ" подходит гораздо лучше!
И - снова же - отсутствие прямого указания в тексте "Глорфиндель". Принадлежность к Пробужденным могла быть дополнительным объяснением его силы и дивности Т.е. по крайней мере ПРОФЕССОРУ ТАКАЯ ИДЕЯ В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛА.

Т.е. на вопрос "так пробудился ли Глорфиндель у Куйвиэнен" я бы ответила - СКОРЕЕ ВСЕГО, НЕТ. Скорее, он принаждежит к одному из более позних поколений, практически неизбежно в таком случае - рожденных в Валиноре.
А вот как оно было точно - один Эру знает...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments